всероссийские и международные
дистанционные конкурсы
ОПЛАТИТЬ

Кеворков Виталий Александрович (1937-2022).

О таких людях, как он, говорят: неуемный, творческий, находящийся в постоянном поиске.

Еще в 1980 году народный артист РСФСР композитор Карен Хачатурян, рекомендовавший Виталия Александровича в Союз композиторов СССР, писал: «Музыка Кеворкова – искренняя, серьезная. Чувствуется, что композитор старается идти в ногу со временем, что это человек, беспредельно влюбленный в свое дело…»

Музыкой Виталий стал заниматься еще в пять лет. Именно с этого возраста начались его первые уроки игры на фортепиано. Талант и стремление постичь чудесный мир музыки помогли ему быстро достичь мастерства. Уже в шестнадцать лет он начал работать концертмейстером, затем преподавателем по классу фортепиано и композиции в музыкальных школах, училищах Краснодара и Майкопа.

Но на этом Виталий Кеворков решил не останавливаться, поступил на музыкально-педагогический факультет КГПИ. Здесь уроки мастерства он получил у лучших музыкантов Краснодара: Николая Хлопкова, Григория Плотниченко, Михаила Лубяновского. Благодаря им понял, что композитор не просто человек, который знает нотную грамоту, а творец, способный с помощью звуков дотронуться до самых тонких струн души каждого. Уже в 1963 году он создает свое первое профессиональное произведение – Первую прелюдию для фортепиано. Затем Сонатину-галоп, которая после войдет в сюиту «Веселые нотки» для оркестра русских народных инструментов.

Композитор работает в разных музыкальных жанрах. Он автор двух симфоний, симфонических поэм, кантат, сонат для скрипки, фортепиано, вокальных циклов, струнного квартета, многих камерных сочинений. Активно работает в жанре джазовой музыки и музыки для детей. Большая часть его произведений исполнялась и издавалась в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Софии, Лондоне, записана в «Золотой фонд» Всесоюзного радио.

После института начинается активная концертная жизнь композитора. Работал он на условиях контракта с Амурской, Краснодарской и Сахалинской филармониями, Москонцертом, Росконцертом. С 1975 года Виталий Кеворков провел свыше пяти тысяч авторских концертов от Риги до Курил. Неоднократно выступал на Байкало-Амурской магистрали (награждён Памятной медалью и Почётным дипломом), участник многих фестивалей советской музыки (Ленинград, Рига, Омск, Дальний Восток, Казахстан).

Исполняя собственные сочинения, Кеворков как пианист-солист выступал с оркестрами Всесоюзного радио и Центрального телевидения (дирижёры А. Михайлов, А. Петухов), Ленинградского радио (С. Горковенко, А. Бадхен) в концертных залах Москвы, Ленинграда, Омска, Владивостока, Риги.

Как и у любого музыканта, у Виталия Кеворкова есть свой особый стиль – поиск нового музыкального языка, эксперименты в области применения темброкрасочных звуков. Особое внимание в своих произведениях композитор уделяет ритму. Именно поэтому они легко узнаваемы, наполнены своеобразным блеском и особым размахом.

Совершенно иные по стилю детские композиции всегда встречаются публикой на ура. Не так много сегодня в стране композиторов, которые пишут музыку для детей. Старые, хотя и любимые песни уже стали привычными, некоторые, пионерские, устарели. А о пьесах в современной обработке для детей, обучающихся в музыкальных школах, вообще не приходится и говорить. Поэтому в 70-х годах Кеворков обращается к фортепианной музыке для детей. Среди наиболее популярных его пьес – «Солнечный зайчик», «Медвежонок», «Дюймовочка». Одна из последних работ – «Детский альбом» для фортепиано, изданный в 2005 году в Москве. В него вошли двадцать концертных, характерных пьес для самых маленьких артистов.

Особое место в творчестве Кеворкова занимает симфоническая музыка. Поэма «Память» посвящена бессмертному подвигу советских людей во время Великой Отечественной войны. На Всесоюзном конкурсе симфонических сочинений, посвящённом 60-летию образования СССР, который проходил в Москве в 1978 году, симфоническая поэма «Память» отмечена Почётным Дипломом лауреата. Она была исполнена и записана в фонд Всесоюзного радио оркестром ВР и ЦТ. (А. Михайлов). Музыка поэмы интересна, современна и искренна (отец композитора погиб в бою с фашистами и похоронен в братской могиле в Махачкале).

- Когда я сочинял музыку, старался зримо представить происходящие события, вспышки ракет и грохот орудий, рев самолетов, шум торпедных катеров. Мне хотелось создать искреннее, проникновенное симфоническое произведение о доблести наших солдат, так и не вернувшихся домой, – вспоминает Виталий Кеворков.

Отдельным направлением творчества Кеворкова стала инструментальная эстрадно-джазовая музыка. Главный дирижёр оркестра эстрадной и симфонической музыки ВР и ЦТ Александр Михайлов говорил: «Мне нравится, что Виталий одинаково серьёзно относится и к жанру так называемой «лёгкой музыки». Его музыкальные композиции мелодичны, современны. Чувствуется, что композитор хорошо знает оркестр. В каждом сочинении есть интересные ладогармонические и тембровые находки»

«Сольвейг», «Адажио», «Элегия», «Поэма», «Романтический вальс», «Burdeo-boogie», «Памяти Дюка» написаны для разных составов оркестра, разных солирующих инструментов. Да и музыкальный язык у них разный, но их объединяет красивая мелодия, интересная “джазовая” вертикаль, яркая импровизационная разработка тематического материала. Эти произведения исполняли лучшие эстрадно-джазовые оркестры страны под управлением Александра Петухова, Мурата Кажлаева, Александра Михайлова, Бориса Карамышев, Сергея Горковенко), а Поэму для флейты и оркестра «Сольвейг» виртуозно сыграл оркестр Болгарского радио и ТВ под управлением В. Казасяна.

Очень интересна джазовая композиция «Интродукция». В ней Кеворков одним из первых профессиональных композиторов соединил язык и приёмы джазовой и рок музыки с «серьёзной музыкой». Это – очень сложное для исполнения концертное произведение блестяще исполнил на Международном джазовом конкурсе стран Азии оркестр радио и ТВ города Алма-Ата (Александр Гурьянов). Оркестр и автор сочинения стали Лауреатами конкурса.

Особенно популярным стал нежный «Романтический вальс» для фортепиано с оркестром, который автор играл в сопровождении оркестров в лучших концертных залах страны. В 1999 г. вальс прозвучал на фестивале “Музыка и современность” в Королевском центре Лондона в исполнении Лондонского камерного оркестра.

Природный мелодический дар Кеворкова ярко проявился в создании песен (их около 400), а любовь к песне, особенно к русской протяжной, душевной передала ему мама – Ирина Карповна Буланкина, казачка из знаменитой «шолоховской» станицы Григориполисской. Лирические и шуточные, героико-патриотические и танцевальные, они печатались в самых популярных песенных сборниках страны («Песни кино, радио и телевидения», «Поём и танцуем», «Поющие гитары», «Любимые эстрадные мелодии»), исполнялись известными эстрадными артистами (Лев Лещенко, Ренат Ибрагимов).

В 1968 году была написана одна из первых песен композитора «Над Кубанью-реченькой» на слова Виталия Бакалдина. Ее исполнила солистка Ленинградского мюзик-холла Ольга Сорокина. Песня сразу же прославила молодого композитора и стала его визитной карточкой. Именно ею долгие годы каждый свой концерт начинал ансамбль Краснодарской филармонии «Ива» под управлением Сергея Полежаева. Известный исследователь творчества кубанских композиторов профессор Илья Петрусенко в своей книге «Кубань в песнях»написал, что «Над Кубанью-реченькой» можно смело отнести к разряду тех музыкальных творений, об авторах которых принято говорить: достаточно написать одну такую песню, чтобы войти в летопись музыкальной культуры Кубани! В 1998 г. она стала лауреатом Международного конкурса на лучшую лирическую песню.

Лауреатами различных конкурсов стали песни: «Верность мужеству» (В. Бакалдин), «Вставал рассвет» (Н. Дремов), «Мой край» (И. Сычёв), «Карнавал» (Е. Демидова), «Людям нужен мир», «Мой город», «Серёжка» (Ю. Гречко), «Четыре бегемота» (А. Мовшович), «Песенка о песенке» (А. Кеворков), «Весёлый клоун» (А. Хаенко). Они часто звучат на радио, исполняются на различных детских эстрадных конкурсах и фестивалях. Песню «Спасибо, мультик» (Ю. Гречко) впервые спела юная солистка ансамбля «Кубанская пионерия» Краснодарского Дворца пионеров Аня Нетребко (1985). Сейчас она звезда мировой оперной сцены.

Музыка Кеворкова пронизана радостным восприятием жизни, юношеским задором, светлым юмором, душевной теплотой. Она удобна для исполнения, мелодична, интересна и профессионалам и любителям, её с удовольствием исполняют и с не меньшим удовольствием слушают. Активная общественная, творческая и концертная деятельность нашего талантливого современника, композитора Виталия Александровича Кеворкова, вносит свой неповторимый колорит в музыкальную культуру России.

Сейчас Заслуженный деятель искусств России Виталий Кеворков находится в расцвете творческих сил и профессионального мастерства. Его произведения звучат не только у нас на Кубани, но и в Москве, Алма-Ате, Софии. Они достойно представляют современную музыку Кубани.

Я никогда не пытался реализовать себя на каком-либо другом жизненном поприще. Для меня мир музыки – это мир совсем не похожий на тот, в котором живут все. Создавая новое серьезное произведение или веселую детскую песенку, я дарю слушателям любовь своего сердца. Я желаю всем нам здоровья и счастья. По поводу счастья много бытует философских мнений, но для меня счастье – это отсутствие несчастья. Я стараюсь радоваться каждому дню, каждому мгновению. Дорогие мои кубанцы, берегите своих близких, родных. Только когда на земле воцариться Любовь, быть может, и нам станет хорошо!

Татьяна Стражникова,
музыковед, профессор КГУКИ

 

материалы с сайта http://www.kevorkov.net




Инструментальная музыка В. Кеворкова (скачать ноты в PDF)


Музыка для фортепиано

Фантазия
Фантазия (для 2-х ф-но)
Сонатина-галоп
Романтический вальс
Прелюдия №4
Полька-гротеск
Вариации
Бурдео-буги
Солнечный зайчик

ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ

-Барсук, Смелый наездник
-Вальс Мальвины
-Вариации
-Дикообраз
-Доброе утро!, Андрей-воробей
-Ёжик
-Жар-птица
-Зебра
-Кукла танцует
-Лиса Алиса, Курочка Ряба
-Медведь Балу, Козлик Филя
-Обезьяна Чи-Чи
-Пудель Артемон
-Солнечный клоун, Черный индюк
-Телепузики

 

Музыка для флейты

Поэма    -партия ф-но>>
Романс   -партия ф-но>>
Солнечный день      -флейта и ф-но>>
Солнечный зайчик   -флейта и ф-но>>
Хорошее настроение (для 4-х флейт)
партия 1 флейты>>   2 флейта>>   3 флейта>>   4 флейта>>

 Музыка для струнных инструментов

Вальс-каприс (для скрипки и ф-но)  -партия скрипки-
Вокализ-поэма (для 2-х скрипок и ф-но)    -партия скрипок-
Вокализ-поэма (для скрипки и ф-но)
Игра (для скрипки и ф-но)    -партия скрипки-
Полька (для скрипки и ф-но)    -партия скрипки-
Размышление (для скрипки и ф-но)    -партия скрипки-
Хорошее настроение (для 2-х скрипок и ф-но)    -1 скрипка-    -2 скрипка-
Детский альбом (для скрипки и ф-но)
Поэма (для скрипки и ф-но)
Романс (для 2-х скрипок и ф-но)
Романс (для скрипки и ф-но)
Солнечный день (для скрипки и ф-но)    -партия скрипки-
Солнечный зайчик (для скрипки и ф-но)    -партия скрипки-
Соната №2 (для скрипки и ф-но)    -партия скрипки-
Танго (для скрипки и ф-но)    -партия скрипки-

ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА

ПАМЯТЬ (симфоническая поэма)   -1 часть-    -2 часть-
Адажио
Bourdeo-boogie
Вокализ-поэма
Полька
Поэма-эллегия
Романтический вальс
Экспромт
Дюймовочка 
(для о.р.н.и.)
Интродукция
Любо, казаки!
Молитва
Появящение Дюку
Сонатина-галоп  
(для о.р.н.и.)
Танго
Фантазия 
(партитура для о.р.н.и.)
Фантазия
Хоровод (партитура для о.р.н.и.)
Шествие-гротеск (партитура для о.р.н.и.)
Шутка (партитура для о.р.н.и.)

ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Главные слова
Дедушкин блюз
Карнавал
Любимые цветы
Пора жениться
Самая красивая мама
Спасибо, мультик!

Весёлый ручеек
Вот так клоун!
Когда я взрослым стану
Песенка о песенке
Хочу летать
Цветная песенка
Четыре бегемота
Я купил бы щенка